Ваш малыш подрос, а значит, самое время начать с ним заниматься. Вы можете учить его всему понемножку — буквам, счету, рисованию, а главное — развивайте его память, внимание, мышление и речь.
Что больше всего любят дети? Конечно же, играть. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия с малышом напоминали веселую, увлекательную игру.
РЕБЁНОК 2-3 ЛЕТ должен:
- Узнавать и называть цвета – красный, желтый, зеленый, синий и др.
- Находить на картинках ошибки, несоответствия, различия.
- Называть детали рисунка, которых не хватает.
- Понимать слова «одинаковые», «похожие», «разные».
- Расставлять 3–4 картинки в правильной последовательности.
- Запоминать 3–4 предмета.
- Запоминать содержание сюжетного рисунка.
- Проводить линии разной длины и направления, рисовать простые фигуры.
- Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
- Обводить по контуру и раскрашивать картинки.
- Считать от 1 до 5 (или даже до 10).
- Различать понятия «много», «мало», «один».
- Сравнивать несколько предметов разной длины, высоты, ширины.
- Составлять с помощью взрослого небольшой рассказ по рисунку.
- Понимать, какие предметы входят в группы «игрушки», «еда», «посуда», «одежда», «транспорт» и т. д.
- Запоминать несложные стихи, считалки.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Если Вашему ребенку ставят диагноз ОНР (общее недоразвитие речи), не спешите впадать в панику. Диагноз ОНР ставится после 3 лет.
Общее недоразвитие речи обозначает, что у ребенка нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношение, фонематический слух, словарь, слоговая структура слова, затруднено понимание и употребление грамматических форм, плохо развита связная речь.
Три уровня ОНР
I УРОВЕНЬ общего недоразвития речи - самый тяжелый. Речевое развитие находится на чрезвычайно низком уровне. Активный словарь состоит из некоторого количества звукоподражаний (мяу, би, ав, кап) и аморфных слов типа «ди» — иди, «бах» — упал, да» — дай. Ясно, что такие слова далеки по слоговой наполненности от нормы, то есть ярко выражено нарушение слоговой структуры.
Такой ребенок активно использует мимику и жесты, чтобы объясниться, ими он заменяет слова. Фраза или отсутствует, или состоит из тех же лепетных элементов: «мама ди» вместо «мама иди», «гав ди» вместо «собака бежит».
II УРОВЕНЬ общего недоразвития речи. Ребенок уже пользуется простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Однако словарный запас значительно снижен, в речи проявляются грубые ошибки в грамматическом строе речи: «зовет кот» вместо «зовет котА», «мой киса» вместо «моЯ киса», «тли мяч» вместо «3 мячА», «синий шапка» вместо «синЯЯ шапкА». Слоговая структура нарушена, дети сокращают количество слогов в слове, переставляют их: «толь» вместо «стол», «кися» вместо «кошка», «девелё» вместо «дерево» Звукопроизношение страдает множественными заменами и искажениями.
III УРОВЕНЬ ОНР уже характеризуется развернутой фразовой речью, однако наблюдается лексико-грамматическое недоразвитие речи: «коська пил маляко» вместо «пилА», «это моЯ папа», «пять калядашов вместо», «мячик на столём» вместо«мячик ПОД столом», «столь без носька» вместо «стол без ножкИ» и т.д. Словарь более наполнен, однако дети не знают редко употребляемых слов (например: воротник, фонтан, клумба) или путают близкие по значению слова кувшин, не знают обобщений (например: животные, насекомые, транспорт, обувь). Так же отстает от нормы звукопроизношение и произнесение слов со сложной слоговой структурой («весипед» вместо «велосипед», «сковода» вместо «сковорода»).
Не слушайте недостаточно компетентных специалистов, которые советуют начать занятия с ребёнком с ОНР с 5 лет. В 5 лет будет сложно успеть довести до нормы речевое развитие ребёнка. При своевременно начатой коррекционной работе ОНР преодолевается, и такие дети зачастую хорошо учатся в школе.
Помните! Чем лучше устная речь ребёнка, тем лучше он будет писать. Все ошибки, которые он допускает в устной речи, отразятся впоследствии на письме. Поэтому, чем раньше начнёте заниматься с ребёнком, тем легче пойдёт обучения в школе.
Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребёнка возникают трудности, особенно во владении русским языком. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамотно оформить предложение, у них бедный словарный запас. Такие недочёты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Для того, чтобы предотвратить эти трудности, нужно развивать речь ребёнка в дошкольном возрасте.
ДИСГРАФИЯ
В школьном возрасте детям часто ставят диагноз дисграфия. Дисграфия – частичное нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки:
- ошибки фонематического восприятия (замена букв, нарушение обозначения мягкости согласных). Чаще всего смешиваются ч – ть, ч – щ, с – ш, з – ж, б – п и тд.
- ошибки языкового анализа и синтеза (пропуски согласных, гласных, перестановки и добавления букв, пропуски, добавления и перестановки слогов).
- оптические ошибки (искажения, замена и смешение графически сходных букв). Чаще всего смешиваются п – т, л – м, и – у, б – д и тд.
- аграмматизмы – обусловлены несформированностью речи в дошкольном возрасте
- искажение структуры слов (вместо «окно» «онко»)
- замена приставок
- замена суффиксов
- нарушение предлогов
- нарушение согласования
- нарушение управления
- пропуск членов предложения
- нарушение порядка слов в предложении
(вместо «за домом сарай» - «за дома сарай», вместо «из тёплых стран летят грачи» - «истёплыя стран летят грачи», «пять белый грибы», вместо «козлята» - «козлёнки», «красное яблоко» - «красная яблока»)
5.орфографические ошибки – ошибки, связанные с правилами правописания.
ДИСЛЕКСИЯ
В школьном возрасте детям часто ставят диагноз дислексия. Дислексия – частичное нарушение чтения, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки:
- замены и смешения звуков при чтении (вместо таскали - "даскали", вместо яйцо - "яйсо", вместо жук - "хук")
- побуквенное чтение
- искажения звуко-слоговой структуры слов
- пропуск согласных при стечении (вместо марка - "мара", вместо кукла - "кула")
- пропуск согласных и гласных при отсутствии стечения (вместо собака - "сбака", вместо зубы - "збы")
- добавление звуков (вместо скамейка - "сакамейка", вместо пасла - "пасала")
- перестановка звуков (вместо утка - "тука", вместо липа - "пила")
- пропуск перестановки слогов (вместо лопата - "лата" или "лотапа", вместо осталась - "сотала")
5. нарушение понимания прочитанного (встречаются дети, которые технически правильно, порой бегло читают текст, но плохо понимают прочитанное, не могут соотнести его соответствующей картинкой, затрудняются в ответах на вопросы, либо дают ответы, не соответствующие содержанию)
6. аграмматизм при чтении (вместо листьев - "из-под листьях", вместо у товарищей - "у товарищах")
ПЕДЗАПУЩЕННОСТЬ (неуспевающий ребёнок - школьник)
Если ваш ребёнок - школьник делает много ошибок на письме, с трудом заучивает правила, не справляется с объёмом работ в классе, делает много ошибок при чтении, не может пересказать прочитанное, плохо считает, не умеет решать задачи, часто не усваивает материал на уроке, быстро утомляется, часто отвлекается - вам необходима помощь учителя - дефектолога (а не обычного учителя, как часто считают родители).
Поделиться с друзьями: